Дагестан: молоко: от фермы до обеденного стола

Фильтры

Регион

Новости

Дагестан: молоко: от фермы до обеденного стола

Напомним, еще в июле прошлого года принят Федеральный закон № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который недавно вступил в силу. Какова цель принятия этого закона? Что он даст производителям, переработчикам и потребителям молока? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает начальник департамента по регулированию продовольственных рынков при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан Патимат Исаева.

- Патимат Айгубовна, расскажите, пожалуйста, вкратце, что из себя представляет Закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»?

В данном документе сведены воедино (а по сути кодифицированы) положения, регулирующие сферу, отдельные части которой объединены понятием «молоко». Закон должен стать настольной книгой для всех, кто связан с производством, разработкой и реализацией этого важного для жизни продукта и производных от него товаров.

Федеральный закон как вид правовых актов, уступающий по своему значению только Конституции РФ, конечно же, не может предусмотреть всех нюансов регулируемых им отношений. Поэтому он, как правило, содержит так называемые отсылочные нормы, которые делегируют различным госструктурам право принимать документы, детализирующие его положения. Однако практика показывает, что эти структуры своими нормативными актами зачастую искажают «дух и букву» закона. А порой они просто игнорируют его предписания, годами не принимая нужных документов. Кроме того, нередко законодатель явно «ленится», формулируя положения слишком «общо», давая простор ведомственным фантазиям. Именно поэтому мы так часто и критикуем «народных избранников» за их неоправданное доверие к чиновникам.

Но на сей раз законодатель постарался сам сформулировать все ключевые положения. Так, ст. 4 Закона содержит 102 определения понятий, используемых в этом правовом акте, от «молока» до «заменителя молочного продукта». И это, по нашему мнению, вполне оправданно. Дело в том, что производители и продавцы зачастую под видом натуральных молочных продуктов «пропихивали» потребителям различные суррогаты, что можно было обнаружить, лишь вооружившись лупой для чтения перечня использованных ингредиентов (да и то не всегда). Теперь же соответствующие товары должны именоваться своими подлинными именами.

Обширная сфера применения Закона очерчена в его статьях 1 и 2, из содержания которых следует, что обсуждаемый правовой акт устанавливает объекты технического регулирования, которыми являются молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Кроме того, Закон устанавливает в отношении названных объектов требования к безопасности, правила их идентификации, правила и формы оценок соответствия и его подтверждения. Обсуждаемый правовой акт также определяет требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

- Могут ли потребители быть уверенными в том, что после вступления этого закона в силу от стойла до нашего обеденного стола поступит качественное коровье молоко?

- Примечательно, что конкретные требования к безопасности сырого молока и сырых сливок, являющихся основой для всех молочных продуктов, определены теперь на законодательном уровне. Так, из ст. 5 Закона следует, что сырое молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний. При этом изготовитель обязан обеспечить безопасность молока в целях отсутствия в нем остаточных количеств ингибирующих, моющих, дезинфицирующих и нейтрализующих веществ, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), применяемых в животноводстве в целях откорма, лечения скота и (или) профилактики его заболеваний.

Вопросам подтверждения соответствия молока и продуктов его переработки установленным требованиям посвящена одиннадцатая глава Закона. В частности, ст. 31 и 32 обсуждаемого правового акта устанавливают процедуры обязательного подтверждения соответствия в форме его декларирования и обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации продуктов переработки молока.

Значительны по информационному объему 19 приложений к данному правовому акту, в которых, в частности, приводятся допустимые уровни содержания различных веществ в молочных продуктах и показатели их идентификации.

- Чем этот закон отличается от других документов, дающих право производителям, переработчикам и торговцам реализовать только качественное молоко? Например, от сертификата.

- Вступление в силу любого правового акта — процесс непростой. В данном же случае все осложняется тем, что Закон по своему содержанию не имеет «предшественников».

Поэтому требуется значительная работа, связанная с приведением законодательства (включая и подзаконные документы) в соответствие с Законом. Речь идет как о выявлении нормативных актов, прекращающих свое действие, так и о внесении изменений в действующие. В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2008 № 44 указывается на необходимость проведения такой работы. Кроме того, несмотря на отмеченную нами детализацию, обсуждаемый правовой акт все же требует принятия уточняющих его документов.

- Какую работу следует провести в этом направлении?

- В этот переходный период большое значение имеют разъяснения, исходящие от Роспотребнадзора, Россельхознадзора и специалистов сельского хозяйства. Так, в Письме Роспотребнадзора от 20 октября 2008 года в частности указывается, что при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений следует обращать внимание на соответствие терминологии, требований безопасности, приводимых в технических (проектных) документах, терминологии и требованиям, установленным Законом. Также отмечается, что заключения, по которым изготавливаются молоко и продукты его переработки, выдаются без ограничения срока действия. А при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции на соответствие Закону допускается применение соответствующих правил и нормативов, не противоречащих его требованиям.

В Письме того же ведомства от 18 ноября обращается внимание на то, что согласование с его органами изменений к техусловиям в случае изменения терминологии и неизменности состава продукта осуществляется исключительно на основании заявления их разработчика на безвозмездной основе в срочном порядке. А в случае если в технологию изготовления, состав продукции в связи с вступлением в силу Закона не вносятся изменения, носящие гигиеническое значение, процессы производства соответствуют его требованиям, экспертиза проектных документов, выпускаемых по измененным документам, проводится лишь в части определения соответствия терминологии, предусмотренной техническими регламентами. При этом стандарты организации согласованию с органами Роспотребнадзора не подлежат.

Это же ведомство издало Приказ от восьмого декабря 2008 года «О гигиеническом сертификате на молоко и молочную продукцию», в котором, в частности, указывается, что выдача названного документа осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года.

Отметим также принятое на основании Закона Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 № 956, которым утвержден список молока и молочной продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на таможенной территории России.

- Вскоре уже месяц, как Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» вступил в силу и начал действовать. Как его восприняли производители, переработчики и потребители молока и молочных продуктов?

- В ряде регионов Российской Федерации переработчики молока вначале письменно предупредили своих поставщиков о прекращении приема сырья! Мало того, в зиму молочное животноводство вступило с летними ценами. Теперь неизвестно, куда девать молоко! Это же неизбежно приведет к обвалу поголовья молочного стада! Тут же прозвучало слово «бойкот» и суждение о его причине: склады предприятий переработки забиты импортным сухим молоком, которое надо успеть превратить в «натуральное» до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Правда, после его вступления в силу переработчики дали письменные заверения в полной своей лояльности: как принимали, так и будем принимать. «Были ли случаи надуманного отказа в приеме молока», – спрашивали у руководителей сельскохозяйственных предприятий. Ответ был отрицательный. Ну, мол, были телефонные разговоры, ну, «гнули пальцы», но тем все и ограничилось. Словом, раздувать конфликт никто не пожелал, хотя дыма без огня не бывает. Нынче зима. Говорить о большом молоке не приходится. Разногласия, видимо, будут весной и летом, когда потекут большие молочные реки.

Пока коль вмешательство власти помогло сгладить острые углы, то и ладно. Переговорный процесс завершился совещанием всех сторон, участвующих в производстве, переработке и реализации молочной продукции, которое состоялось на уровне Федерального правительства.

- А как у нас решается этот вопрос?

- Руководители сельскохозяйственных предприятий имеют единственный вопрос к переработчикам - о закупочной цене. Если обычно уже с сентября речь шла о динамичном повышении цены, то в этом году ее подъема пока не произошло. Прогноз повышения цен существует, и переработчики готовы рассматривать данный вопрос. Сегодня средняя цена за литр молока составляет 8-9 рублей, в ближайшее время она должна подняться до 10 рублей. Но потребителям оно нынче обходится до 25-30 рублей. Единственное, о чем предупредили переработчики, что в связи с реализацией остатков продукции из летнего молока сдвигается срок расчетов за приобретенное молоко. Если раньше рассчитывались еженедельно, то теперь переходят на расчеты раз в две недели, срок не критический, тем более - соответствует условиям договора. В течение двух-трех месяцев все придет в норму, и цена изменится, и сроки расчета будут более короткие.

Как говорится, и к бабкам можно не ходить: месяц-два уйдут на переработку скопившегося импортного сухого молока. Но официально об этом сегодня никто не скажет, тем более сами переработчики такие выводы всячески опровергают. Дескать, в рецептуре этого компонента вообще нет либо присутствует в небольшом количестве.

Можно только предполагать, сколь жарким был разговор на закрытом совещании Минсельхоза России. Но суть беседы министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева известна. Словно примиряя стороны, акцент он сделал на взаимной ответственности всех участников процесса за конечный результат, о котором можно судить на основе показателя продажи продукции. И цена закупочная за молоко, подчеркивал глава агропрома, должна варьироваться в зависимости от качества. Если оно низкое, то и цена на него малая должна быть. Надо ставить современное холодильное оборудование, принимать меры для получения качественного продукта. В законе Республики Дагестан о господдержке агропромышленного комплекса предусмотрены возможности для того, чтобы не только произвести, но и передать в переработку молоко с высоким качеством.

Качество молока, впрочем, тончайшая материя. В отделе животноводства министерства сельского хозяйства полагают, что молокопереработчики лукавят, впрямую вроде и не отказывают в приеме молока, но делают это под разными предлогами, которых прежде не наблюдалось.

Однако положение таково, что девать-то молоко в случае бойкота переработчиков некуда, кроме как выпаивать телятам. Есть примеры, когда некоторые хозяйства республики в ответ на снижение закупочной цены нашли другого покупателя, но такие случаи редки. Поэтому сегодня идет трудный поиск компромиссных решений. Например, ставится вопрос о разработке мер государственной поддержки не только сельскохозяйственных производителей, но и переработчиков.

Деньги, вырученные за молоко, всегда были надежным источником погашения задолженности, выплаты зарплаты. Нынче этот источник обмелел. Так что тревога насчет обвала поголовья в дойных стадах, особенно в экономически слабых хозяйствах, не беспочвенна. Иной руководитель распорядится.

Источник: dagpravda.ru

Также в разделе

Комментарии (0)